Какой метод обучения выбрать? Определяем, какой вы студент, что вам подходит и что нет.

Какой метод обучения выбрать? General English

В этой статье мы более подробно поговорим о методах и методиках, и о методах, и узнаем, что язык можно изучать по разному. Но главная цель статьи — помочь вам найти оптимальную методику для изучения языка.

В первой статье я рассказал «Как выучить иностранный язык?». Если пропустили, то рекомендую начать с неё.

Какие существуют методы обучения?

Методов изучения иностранных языков существует великое множество. Есть методы ориентированные на коммуникацию, на аудирование, есть грамматико-переводные методы, игровые, ориентированные на компьютерные технологии. Авторских способов и того больше — сколько инициативных преподавателей, столько и ноу-хау в методологии!

30 Language Teaching Methods новозеландского автора Скотта Торнбьюри

Для всех желающих порекомендую книжку 30 Language Teaching Methods новозеландского автора Скотта Торнбьюри, который насчитал целых 30 (!) методов обучения!

Однако мы разберём с вами 5 классических, самых популярных способов и обсудим изучение языка с помощью современных цифровых технологий. Начнём. 

Грамматико-переводной метод

Грамматико-переводной метод

Абсолютная, многовековая классика. Практически все базовые учебники, как минимум те, кто издавались в России/СССР, были и продолжают основываться на грамматическом методе.  

Суть метода — изучаем грамматику, читаем, переводим, делаем грамматические упражнения. Мало слушаем и ещё меньше говорим. Именно так в гимназиях ещё столетия назад преподавали греческий язык и латынь. Так часто мы учим язык и сейчас.  

Почему же этот метод стал классикой?

Хочу напомнить, что ещё относительно недавно (буквально какие-то десятилетия назад!) мобильные телефоны и компьютеры были диковинкой, а главным и безальтернативным инструментом был Его величество Учебник. И всё что школьники могли делать, так это всем классом по-очереди читать «My mother is a worker» или же «London is the capital of Great Britain». 

Впрочем, не спешите списывать этот метод со счётов. Это прекрасный способ для самостоятельного изучения! Также он прекрасен для тренировки чтения, для изучения новых слов. Ну и грамматику он вбивает в голову на совесть. 

Миллионы студентов осваивали язык с помощью учебника, или же с помощью учебника + книг,  и будут продолжать. Просто потому что для многих учебник, кресло и чашка чая/кофе — это отдых!

Плюсы и минусы
Структурированность: ученики глубоко изучают грамматику и переводят много текстов. Подойдёт тем, кто любит “всё по полочкам”, кто в восторге “от системы”;
Возможность быстрого освоения новых слов и выражений;
Подходит для самообучения.
Сложность для тех, кто не любит слово “грамматика”;
Необходимость много читать и переводить тексты, что может быть скучным и монотонным;
Аудирование и разговорная практика точно не “конёк” этого метода.

Аудио метод

Аудио метод

Как и грамматический, аудио метод обучения – один из самых популярных в мире методов изучения иностранных языков. Чаще всего его используют студенты, желающие самостоятельно выучить тот или иной иностранный язык. Настоящий подарок интровертом и аудиалам. 

В чём суть?

Аудиометод — это, в сущности, аудиокурс языка вместо или плюс к учебнику. Поэтому первое что надо делать — это слушать, слушать, слушать. Слушать с самого первого урока! Благодаря этому серьёзно тренируется навык понимания иностранной речи на слух, благодаря чему мы куда увереннее можем воспринимать именно разговорную речь, а не написанную.

Дефицита авторских аудиокурсах нет никакого — приходилось встречать аудиокурсы, записанные чуть ли не на кухне; с явными посторонними шумами в аудиозаписями. 

Метод Пимслера

Метод Пимслера

Впрочем, в этой нише есть курсы, стоящие относительно особняком. В США в 60-х стал популярным метод, предложенный Полом Пимслером. Суть метода в том, что в каждом уроке, сначала вы слушаете образец речи, которую диктор на вашем родном языке раскладывает на составляющие, бегло объясняя грамматику. А далее, как в сеансе гипноза, вы начинаете повторять кусочки этого текста после диктора. 

Курс для новичков состоит из 30 уроков.

Пимслер создал этот курс, ориентируясь на дипломатических работников, которым нужна вежливая речь. Например, в курсе русского языка вовсе отсутствует обращение «Ты». Только «Вы». Чтению практически не уделяется внимание. Делайте выводы. 

Ещё одним минусом является чрезвычайно малый объём иностранных слов, которые вы выучите за 30 уроков. Он не идёт ни в какое сравнение с любым текстовым учебником.

Ассимиль

В Европе на целое столетие (!), ещё с 30х годов XX века, одним из самых популярных аудио методов стал французский метод Ассимиль. Суть проста. У вас есть учебник, в котором на развороте написана короткая история, например на французском и на русском. 

К учебнику прилагается аудио. Задача студента прочитать текст, прочитать короткое объяснение грамматики и многократно прослушать. Как утверждают авторы, за счёт прослушивания мы как будто «впитываем» язык, «ассимилируем» его. 

Пример из практики
Пётр
Пётр
Лингвист и преподаватель английского языка
В моей практике было 2 студента из Европы, которые изучали язык с помощью Ассимиль. В целом, он работает! Здесь нужно только одно: недюжинная, необыкновенная настойчивость.

Ещё одним минусом является недостаточное объяснение грамматики. Впрочем, при использовании дополнительных пособий этот недостаток можно исправить.

Плюсы и минусы
Доступность: можно слушать записи на любом устройстве; если есть телефон и наушники — уже можете начинать изучать язык;
Аудирование: метод может значительно улучшить навыки аудирования и понимания речи на слух;
Помогает запоминать: помогает запоминать новые слова и фразы благодаря повторению.
Скучно: не все ученики могут сосредоточиться на прослушивании материала (я лично отвлекаюсь);
Не всем подходит. Для визуалов или кинестетиков будет едва ли эффективно;
Страдает грамматика и чтение; мало читаем, мало делаем грамматических упражнений.

Отдельно стоит сказать, что аудио инструменты, такие, например, как подкасты (аудио или видео) могут быть исключительно полезным развивающим средством, буквально взрывающим ваше аудирование и развивающие ваши разговорные навыки. Об этом я буду говорить отдельно в следующих статьях. 

Прямой метод (натуральный метод)

Прямой метод (натуральный метод)

Помните историю Робинзона Крузо, который умудрился научить дикаря Пятницу своему родному английскому языку? У него не было учебников, аудио, видео, мобильных приложений. Он просто разговаривал с Пятницей, дополняя свою речь жестами. Сегодня это назвали бы “прямой” или “натуральный метод”.

В чём суть метода?

Всё обучение — это подражание (копирование) учителя. Ведь родной язык полностью исключается из преподавания. Каждое новое слово объясняется с помощью различных средств — визуальных или актёрских. Весь словарный запас вводится устно, без учебников, словарей, тетрадей и смартфонов. Как будто вы вернулись в детство, и вас снова учат говорить ваши родители. 

В каких ситуациях этот подход уместен, а в каких не очень подходит? Если вы находитесь в среде изучаемого языка, и вы готовы изучать его, то это может быть эффективным методом. Особенно если у вас нет другого выбора кроме как заговорить на этом языке. 

С другой стороны, этот способ является очень и очень большим вызовом для большинства студентов. И, кроме того, я сомневаюсь что данный метод подходит для очень возрастных студентов.

Плюсы и минусы
Естественное обучение: Схож с тем, как мы учим родной язык;
Развитие навыков разговорной речи: Основной акцент на уверенном общении;
Интуитивное понимание: Сосредоточение на смысле, а не на грамматике.
Ограниченная систематизация: Может быть неэффективным для тех, кто ценит систематический подход;
Не подходит для всех языков: С трудом применим для сложных языков с сильными грамматическими правилами (или же надо быть выдающимся лингвистом!);
Требуется полная погруженность: Иногда сложно обеспечить полное погружение в языковую среду.

Коммуникативный метод 

С 70-х годов XX века это один из самых популярных подходов в обучении. Суть метода — учитель вовлекает студента в диалог, используя понятные ему фразы, слова, и в самых редких случаях обращается к языку-посреднику (т.е. к родному языку студента или тому языку, который он точно знает). Студент и преподаватель говорят, общаются, ведут диалог!

Разумеется, можно и нужно использовать коммуникативные игры, упражнения, можно слушать аудио, смотреть видеоматериалов — но в первую очередь надо именно говорить! Работать в паре или в группе, играть в ролевые игры, обсуждать групповые проекты — словом, участвовать в коммуникации. 

Метод завоевал профессиональное признание, и современные сертификационные экзамены для учителей (например, CELTA) проверяют именно владение коммуникативной методикой. 

Означает ли это, что этот метод универсален?
Пётр
Пётр
Лингвист и преподаватель английского языка
Нет, никоим образом. Ко мне приходили студенты, которые отказались от коммуникативного метода, от общения с носителями, просто потому что "ничего не понимали".

Реальность такова, что помимо знания языка, нужно понимать психологию студента, понимать, что он усвоил или нет, подбирать для него подходящую лексику. Здесь исключительно важен опыт и квалификация преподавателя.

Полагаю, что самый разумным делать решение о методе, исходя из потребностей, возможностей и задач студента. Лично я предпочитаю комбинировать коммуникативную методику с другими методами, добиваясь максимального комфорта и понимания студентом.

Проще говоря: нужен индивидуальный подход! 

Плюсы и минусы
Позволяет быстро начать говорить;
Развивает и аудирование за счёт активного участия в диалоге;
Незаметно убирает большую проблему для многих студентов: языковой психологический барьер.
Не подходит для всех типов учеников;
Может быть сложным для тех, кто не любит общаться или имеет проблемы с общением;
Может привести к поверхностному изучению грамматики языка.

Цифровой метод

Цифровой метод

Отдельно я бы хотел рассказать о современных, цифровых методах обучения языку, которые принципиально изменили практику изучения языков. 

Не нужно быть экспертом в образовании, чтобы заметить — сегодня балом в области образования правят геймификация и мобилизация. Посмотрите современных детей (да и взрослых) — они не выпускают планшеты или телефоны из рук, у них повальная цифровая грамотность от рождения. Как же можно изучать язык с помощью мобильных устройств (или настольного компьютера)? 

Вариант №1 — это многочисленные приложения для самостоятельного изучения. Самые известные — Duolingo, Busuu, Babbel, LingoDeer, Memrise, EasyTen и десятки, сотни других. Некоторые буквально покорили всю планету. Duolingo имеет уже 100+ миллионов зарегистрированных пользователей, а ежедневная аудитория превышает 70 млн! В США аудитория сервиса превышает количество школьников, изучающих все иностранные языки вместе взятые. 

В России чрезвычайно популярные сервисы LinguaLeo и Puzzle English. Статистика оглушает: например, у сервиса LinguaLeo более 20 млн зарегистрированных пользователей, у Puzzle English 11 млн. При этом российские разработки — это отнюдь не «игровые безделицы», а системные курсы, в которых можно тренировать и аудирование, и слова, и грамматику. 

Наконец, ещё один альтернативный вариант — это Youtube-курсы, выложенные для открытого просмотра. Некоторые из них весьма добротно выполнены, и при известной усидчивости вполне могут быть альтернативой вводному курсу учебника. Например, у популярного канала English Galaxy, предлагающий курс «Английский по плейлистам» для русскоязычных подписчиков, в Youtube уже более 1 млн подписчиков. Другим популярным видеокурсом является “Полиглот”, записанный известным полиглотом Дмитрием Петровым и показанным на телеканале “Культура”. Петров и его коллеги записали уже 8 сезонов программы, а именно сделал телекурсы по 8-ми языкам! (английский, французский, итальянский, испанский, немецкий, хинди, португальский и китайский языки). 

Главным минусом самообучения является рекордная скорость выгорания ученика: некоторые забрасывают обучение после первого просмотренного видео. По статистике, до конца обучения в любом курсе электронного обучения доходят считанные проценты. Это просто скучно. 

Пример из практики
Пётр
Пётр
Лингвист и преподаватель английского языка
Однако  есть и другая проблема - отсутствие практики, как разговорной, так и элементарной грамматической. У меня было 2 студента, которые просмотрели целиком курс английского языка Английский по плейлистам.

Однако это не помогло им развить их разговорные навыки, в начале разговора они сразу терялись. А в области грамматики в их головах был сыр-бор из-за отсутствие какой-либо системной практики.

Вместе с тем стоит сказать: если это помогает вам начать изучать язык — то это прекрасно! 

Плюсы и минусы
Удобство: можно изучать язык в любое время и в любом месте;
Доступность: большинство приложений и сайтов бесплатны или стоят недорого;
Интерактивность и мультимедийность: многие приложения и сайты предлагают задания и игры для тренировки навыков, а также видео, тексты, подкасты.
Нет практики: из-за обучения в изоляции от реальных собеседников страдают разговорные навыки;
Скучно: чтобы самостоятельно заниматься, нужна сверхдисциплина. Есть риск быстро перегореть;
Вопросы к качеству: качество обучения зависят от выбора приложения или веб-сайта. Многие приложения годятся исключительно для развлечения.

Изучаем нужное

Одним из самых полезных навыков для любого изучающего будет умение фильтровать то, что вам нужно изучать — и что не нужно.  

Эрика Гуннемарка книга “Искусство изучать языки”

Если вы только начинаете изучать язык (любой), то не лишним будет познакомиться с лингвистической концепцией Эрика Гуннемарка, шведского лингвиста, автора книга “Искусство изучать языки”.

В своей книге Гуннемарк сформулировал простую теорию. Для начала стоит освоить уровень выживания — а именно порядка 500 слов, и порядка 100 фраз. Он называет это «Минилекс» и «Минифраз». При этом если поставить задачу именно так, то, во-первых:

  • задача изучения языка уже не выглядит пугающей;
  • и во-вторых, практически любому студенту по силам освоить это за 1-2-3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий.   

Сам Гуннемарк пишет, что уже обладая таким несложным багажом, можно будет начать общаться — что важнее всего. 

Для всех кому интересно, то здесь вы можете скачать «МиниЛекс» и «МиниФраз» на английском языке.

Пример из практики
Пётр
Пётр
Лингвист и преподаватель английского языка
Когда-то, увлёкшись одним красивым европейским языком, я отправился изучать его в хороший учебный центр. Преподавала язык очаровательная барышня, которая знала язык этой страны превосходно (жила там долгое время), но со своим взглядом на методику. Или просто без опыта.

Помню, на 2-й неделе занятий, когда люди ещё осваивают самые азы, мы записывали в тетрадку слово ...."электробогреватель".

Решите, нужно ли вам это слово в самом начале!

Какой метод обучения подходит именно вам? 

Мы с вами очень бегло ознакомились с методами обучения языкам. В реальности их значительно больше — помните про 30 методов? Однако в реальности выбор метода — вещь сугубо практическая. Давайте заполним анкету и сделаем выводы.

  1. Возраст — Важный пункт. Будем честны, когнитивные способности с возрастом меняются, так же как и темперамент. С другой стороны, волевые качества и дисциплина могут также меняться! По моим наблюдениям, для большинства студентов отлично подходят коммуникативный метод, а для совсем юных — безусловно игровой способ. Однако чем более возрастной студент, тем больше я бы склонялся к консервативному грамматическому методу, вкупе с просмотров видео + аудио для тренировки аудирования.
  2. Зрение — Если есть проблемы со зрением, то чтение (грамматический метод) — не лучший выбор, а вот аудио метод, коммуникативный метод — хорошие варианты.
  3. Групповое или индивидуальное обучение — Если вам нравится атмосфера группы — то группа будет вам интересна. И наоборот.
  4. Самостоятельно или с преподавателем — Всецело зависит от дисциплины и личной мотивации. Способны ли вы заниматься в одиночку? Я не очень верю в самостоятельные занятия, но, с другой стороны, миллионы студентов каждый год изучают язык с помощью учебников, самоучителей, аудио и видеокурсов, и мобильных приложений.
  5. Распорядок дня/занятость — Исключительно занятым студентам я бы предложил попробовать заниматься самостоятельно, используя мобильные приложения или учебники. Как альтернатива — заниматься с преподавателем по индивидуальному графику.

Вывод: с чего же начать? 

Давайте подведём итог. Какой метод предпочтителен и для кого? Какой же метод самый эффективный? 

  1. Идеального метода не существует: важен индивидуальный подход. У всех у нас разный возраст, подготовка, запас свободного времени, сильные и слабые стороны в обучении. Кто-то изучает язык, чтобы через месяц заказывать кофе в новой стране, а кто-то хочет читать интересного писателя в подлиннике. 
  2. Самым популярным методом изучения языков сегодня является коммуникативный подход. Он эффективен для тех, кто стремится к быстрому разговорному владению языком и активному общению в повседневных ситуациях. Однако вспоминаем: здесь вас будут учить говорить, говорить, говорить. И куда меньше читать и писать. 
  3. Аудио метод очень полезен для развития навыков аудирования и произношения, особенно когда вы хотите улучшить свое восприятие на слух. Для студентов продвинутых уровней прослушивание подкастов, радио, просмотр фильмов просто обязательно. Прослушивание аудио подкаста в течении одного месяц может в прямом смысле вывести ваш язык на новый уровень! 
  4. Прямой метод очень эффективен для тех, кто хочет учиться языку, погружаясь в него и используя его в повседневной жизни без перевода на родной язык. Если вы в другой стране, или у вас есть возможность пригласить человека из другой страны, который был бы рядом с вами (няня для детей, коллега, сотрудник, повар, начальник, да кто угодно) — то это может создать ту самую ситуацию погружения. Для всех интересующихся прямым методом будет любопытным взглянуть на историю юного полиглота Беллы, появление которой на экране стало событием несколько лет назад. 
  5. Грамматико-переводной метод. Хорош и эффективен для тех, кто ценит понимание грамматических конструкций и логику языка. Если вы хотите в будущем много писать, переводить, читать и в целом быть грамотным, а может быть, и вовсе стать литературным переводчиком — то грамматический метод вне конкуренции. 
  6. Метод с помощью мобильных приложений. Очень удобен и доступен в повседневной жизни, позволяя учиться в любом месте и в любое время. Для многих это оказывается решающим фактором. Добавьте к этому билингвальные книги (книги на 2х языках), видео/подкасты для прокачки аудирования — и вы получите практически готовый модуль для цифрового самообразования. 
  7. И последнее. Сочетание методов, адаптированных под ваши потребности, часто бывает наиболее эффективным. Важно найти подходящие именно вам методы, как бы они не назывались.

В заключении хочу напомнить золотое правило — регулярность и настойчивость стократ важнее метода. Изучение языка — это марафон, а не спринт, и здесь важнее всего именно ваша настойчивость. 

В следующей статье мы поговорим о самостоятельном обучении, и обсудим полезные инструменты для self-studies. 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
ENGLISHPETR
Добавить комментарий